empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок
г. Санкт-Петербург, Ул. Белградская 54к1
Войти
Лучшие игрушки по лучшим ценам!
+7(901)9-777-888
+7(901)9-777-888
г. Санкт-Петербург, Ул. Белградская 54к1
Пн-Вс: 10-22
Заказать звонок

Четыре типа детских игр

27 июн 2022
#Воспитание
Знаете ли вы, как играет ваш ребенок? Был ли у вас когда-нибудь шанс просто сидеть и наблюдать за тем, в какие именно игры играют дети?
Четыре типа детских игр
Существует огромное множество теорий об играх. И подобно теории относительности и квантовой механики, они имеют смысл лишь сами по себе, способ их объединить пока никто не придумал.

Одна из популярных теорий — «Четыре типа детских игр» Сары Смилански.

Ещё в 1960-х годах, работая с детьми из неблагополучных семей, Смилански заметила, что развитие детских игр проходит четыре основных стадии:
  • Функциональная игра;
  • Конструктивная игра;
  • Игры с правилами;
  • Драматическая и социодраматическая игра.

1. Функциональные игры.

Функциональная игра
В дошкольном возрасте дети с удовольствием участвуют в символических играх. Листик — это мороженое, палочка — автомат. Но прежде чем дети смогут совершать такие гигантские познавательные скачки, они должны сначала поиграть с объектами такими, какие они есть . Это означает, что кубик — это просто кубик, который нужно жевать, разбивать, сжимать и бросать. Дети должны сначала изучить свойства объекта, прежде чем они смогут использовать его более творчески. Это и есть функциональная играОбъект просто то, что он есть.

Функциональная игра заключается в изучении материалов, выяснении того, что они делают и как себя ведут. Например, узнать, что древесина твердая и устойчивая, а желе мягкое и шаткое. Открытия такого рода ребёнка — работа многих месяцев и даже лет лет. Взрослому человеку иногда сложно познать суть таких игр. Там слишком много повторений, простых, однообразных действий.

Функциональная игра происходит на сенсомоторной стадии (0-2 года), когда дети исследуют мир путём проб и ошибок, используя свои чувства и простые движения. Это время, когда они учатся пользоваться своим телом, поэтому функциональная игра идет рука об руку с развитием мелкой и крупной моторики. Все эти повторения укрепляют тело и улучшают координацию.

Как теория может помочь организовать занятия для ребёнка?

Как ни странно, лучший способ сделать это — понять, что будет дальше. Второй этап развития – конструктивная игра. К этому моменту ваш ребенок понимает, на что способны материалы, и начинает интересоваться творческими способами их использования. Функциональная игра — это всё, что происходит до этого момента. Если занятие требует творчества или символической игры, значит, вы задали слишком высокую планку.

Вот несколько вариантов функциональных игр:
  • Отвинчивайте крышки;
  • Размещайте, складывайте и разбивайте кубики (а не стройте из них);
  • Оберните и спрячьте предметы в ткани;
  • Катайте шарики;
  • Плескайтесь в ванне!

Понимание сути функциональной игры позволяет вам сосредоточиться на том, что происходит здесь и сейчас, на объектах перед вами и на их непосредственном использовании. Куклы, головоломки и строительные материалы на этом этапе бесполезны для ребёнка. Дайте головоломку шестимесячному ребенку, и он будет её жевать, стучать по ней, пытаться разломать. Всё потому, что малыш исследует его функцию.


2. Конструктивные игры.

Конструктивная игра

Что такое конструктивная игра?

Конструктивная игра — это не просто игра-конструктор с кубиками и конструктором Lego, а любая игра, в которой материалы комбинируются для создания чего-то нового. Например, к ней также относится рисование, игра с песком.

Если ребёнок играет с кубиком, перекладывая или покусывая его, это функциональная игра. Если же объединяет его с другими, чтобы построить здание, то это уже конструктивная игра.

Конструктивная игра обычно использует знакомые ребёнку материалы и ориентирована на достижение цели. проще говоря, ребёнок начинает с конца. Фокус в таких играх ставится именно на решении проблемы. Иногда такие игры могут даже переходить границу и походить на реальную работу, поэтому такой тип игр также называют занятием. Если ваш ребёнок-дошкольник тратит десять минут на то, чтобы установить нижнюю часть обратно на водосточную трубу, это работа или игра? Став взрослыми, мы делаем такие вещи постоянно, и никогда не думаем о том, что наши действия в этот момент - игра. Но это именно то, что есть :)

Почему это важно?

Говоря простым языком, это один из лучших способов учиться. Когда вы работаете над чем-то для себя, изученный материал закрепляется гораздо лучше.

Дети решают проблемы по мере их создания. Они сталкиваются с трудностями и понимают, что их существующая ментальная модель (схема) неполна. Они должны получить новую информацию, чтобы выполнить задание.

Например, вы решили построить арку. Вы знаете, как построить базовую конструкцию, похожую на Стоунхендж: две стойки и перемычка сверху. Но на этот раз расстояние между стойками оказывается слишком большим и перемычка, которую вы хотели использовать, слишком коротка. Что делать?

Вы пробуете использовать два блока вместо одного, но посередине их не на что закрепить, и они рушатся. Вы пытаетесь расположить прямоугольные блоки в виде изогнутой арки, но это тоже не удается. Блоки неправильной формы. Внезапно вы вспоминаете, что видели римскую арку на местном здании. Эти блоки были клиновидную форму, точно такие же, как фигуры из настольной игры, лежащей там, в углу комнаты! Может быть, это сработает?

Идеальная арка всё ещё не построена. Впереди еще много проб и ошибок. Но ваша схема строения арок содержит новую информацию. Отныне вы будете строить все свои арки таким образом - пока однажды не заметите, что в римских арках специальный  камень. Тогда процесс обучения начнется сначала.

Как поощрять более конструктивную игру?

Нужно предлагать ребёнку вещи, из которых можно легко строить что-то новое. Вся хитрость заключается в том, чтобы ставить различные задачи. Попробуйте следующее:

  • ножовка, молоток, гвозди и доски (под присмотром и со строгим соблюдением техники безопасности);
  • тесто для лепки;
  • песок;
  • палочки и веревка;
  • бумага, клей и другие коллажные материалы;
  • трубочки для коктейлей, ножницы и скотч.

Вы можете помочь закрепить обучение, проведя разбор после игровой сессии. Что вы сделали? Почему вы выбрали именно эти материалы? Получилось так, как вы надеялись? Если бы вы могли сделать это снова, что бы вы сделали по-другому?

Конструктивная игра естественна, как и все другие виды игр из этой статьи. Но в случае с такими играми, будет лучше, если вы заметите, что происходит с ребёнком в момент игры. Вы можете быть рядом, чтобы слегка подтолкнуть малыша, если он застрял, или продлить игру, если вы чувствуете, что он готов принять более сложный вызов.


3. Игры с правилами.

Игры с правилами

Что такое игры с правилами?

Когда вы думаете об играх с правилами, что приходит на ум? Футбол? Монополия? У всех таких игр есть строгие правила: они записаны. Здесь нет места для споров.

А как насчет игр на детской площадке, таких как пятнашки и классики? Письменных правил нет, но все мы их знаем.

Есть еще один тип игры по правилам — ситуационная. В такой игре игроки договариваются о правилах между собой. Они могут быть совершенно произвольными, главное чтобы их принимают все. «Ты дочка, а я твоя мама. Давай поиграем в "семью". Я буду кормить тебя и убаюкивать, а ты будешь лежать в кровать и смотреть. Нет, тебе нельзя играть со своими игрушками. Я буду сама тебе их давать.»

Почему они важны?

Вся суть игр с правилами в том, что они — окно в нравственное развитие ребенка. То, как мы играем в игры, раскрывает наш характер.

Кто устанавливает правила? Можем ли мы их изменить? Что представляет собой «плохое» поведение? Как мы наказываем нарушителей правил? Некоторые важные жизненные вопросы возникают тогда, когда мы играем в игры. И наши ответы на них меняются по мере нашего взросления. Младший ребенок, чей взгляд на мир эгоцентричен (т.е. сосредоточен на себе), будет относиться к обману совсем иначе, чем старший: я хочу этот шарик, потому что он мне нравится (другими словами, мне все равно, если это не мое или это не моя очередь).

Другое преимущество игр с правилами заключается в том, что они поощряют мышление более высокого порядка. Теории недостаточно — её нужно научиться применять. С практикой вы становитесь лучше и учитесь вырабатывать стратегию. Вы уходите от эгоцентризма: если вы хотите победить, вы должны поставить себя на место противника и предвидеть его следующий шаг.

Как можно поощрять игры с правилами?

Наличие детей дошкольного возраста означает, что несколько игроков всё еще могут находиться на эгоцентрической стадии своего развития. Они еще не научились сотрудничать и не понимают, что, если они «обманут», другие игроки сдадутся, и игра закончится.

Это одна из причин, по которой трехлетнему ребенку трудно играть в настольные игры.

Что можно сделать, так это играть в неконкурентные игры, в которых игрокам необходимо сотрудничать, чтобы победить, а это означает, что проигравших нет — а это важный фактор, если вы хотите, чтобы дети восприняли этот опыт положительно. 

На самом деле, подойдет любая игра. Важно попробовать донести саму мысль чередования, честной игры, великодушного победителя и любезного проигравшего.

Конечно, всего этого разом от ребёнка не получить. Это долгий путь, но в конце концов и он будет пройден.

4. Драматические и социодраматические игры.

Драматические игры

Что такое драматическая игра?

Дети подражают тому, что видят. Они смотрят, как вы моете посуду, а потом притворяются, что делаете это сами. Они замечают, что вы работаете за компьютером, и как только вы заканчиваете, они садятся за стол и начинают стучать по клавишам.

Подражание — мощная сила. Дело не только в обучении. Это то, как мы передаем нашу культуру. Мы имитируем даже то, что не работает, потому что для нас важен сам процесс повторения за другими.

Итак, драматическая игра — это то, как дети подражают окружающему миру. Делают они это двумя способами: представлением и ролевой игрой.

Посредством представления дети делают вид, что один объект заменяет другой. Малышам для игр нужна точная копия, но к тому времени, когда они достигают дошкольного возраста, они с удовольствием используют что-то более абстрактное или даже вообще отказываются от предмета.

А через ролевую игру дети представляют себя кем-то другим. Малыш будет представлять, что он кто-то знакомый, например, родитель или сосед; ребёнок постарше может быть кем-то более абстрактным, например, супергероем или принцессой.

Почему это важно?

Драматическая игра помогает детям понять мир и свое место в нем. Такая игра может быть и в одиночестве (обычно это происходит с детьми младшего возраста), но её истинная ценность проявляется тогда, когда ей наслаждаются вместе с другими.

Такая игра называется социодраматической и считается высшей формой всего игрового процесса.

"Ты папа, и ты чинишь забор в саду. Я мама, и я пользуюсь инструментами. Саша, ты мой помощник. [Протягивает карандаш] Вот твоя дрель, папа. Саш, сделай дырку. Аккуратнее, ты не можешь это трогать! Инструменты опасны для малышей."

Видите, здесь присутствуют все элементы других форм игры: функциональных, конструктивных и игр с правилами. Социодраматическая игра — это связующее звено между ними.

Как я могу поощрять драматическую игру?

Получение новых впечатлений — это гарантированный способ стимулировать драматическую игру. Ваш ребенок захочет вернуться домой и повторить то, что он только что видел. Это их способ осмыслить опыт (и, возможно, исправить несчастливые моменты, например, упавшее мороженое).

Впрочем, планировать дорогие выходные совсем не обязательно. Многие повседневные переживания очень запоминаются. Выпечка торта, возможность впервые воспользоваться пылесосом, помощь в мытье машины. Все это дает благодатную почву для драматической игры.

Если ваш ребёнок совсем маленький, ему понадобится много реквизита для таких игр. Детям постарше вещей нужно гораздо меньше. Их фантазии достаточно.